Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Консультация для родителей.

Подготовила: педагог - психолог первой квалификационной категории Журба Татьяна Андреевна.

Вы решили отдать своего ребенка в детский сад или ясли. Но вот вопрос: как он отнесется к тому, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и десятком других детей? Как вообще происходит адаптация, и что это такое?

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: меняется его распорядок дня, родители отсутствуют в течение 8 и более часов; вводятся новые требования к поведению; приходится постоянно контактировать со сверстниками, привыкать к новому помещению, таящему в себе много неизвестного, а значит, и опасного; применяется другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача малыша, особенно, когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и потом весь день звучит отголоском в ее памяти. Через это надо пройти, поэтому, уходя - уходите, не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети часто быстро успокаиваются сразу после того, как мама уходит.

Первые дни и даже недели могут быть тяжелыми: ребенок может отказываться от еды в детском саду, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным... Естественные чувства любой матери: жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные ребенку страдания — все эти чувства усугубляются тем, что мама мало чем может помочь своему ребенку, по крайней мере, пока он в саду.

Как справиться с таким состоянием? Вот несколько советов:

· будьте терпеливы и последовательны в своем решении;

· не показывайте ребенку своей тревоги;

· не переносите на ребенка свой детский негативный опыт;

· не делайте перерывов в посещении детского сада — пара дней дома не только не поможет малышу адаптироваться к дошкольному учреждению, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми способами добиваться.

Собираясь в детский сад:

1. Убедитесь в том, что посещение дошкольного учреждения вашим ребенком необходимо на данный момент. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родными. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети.

3. Проходя мимо детского сада, говорите ребенку, как ему повезло, что он скоро сможет ходить туда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о вашей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

4. Подробно расскажите ребенку о распорядке дня в дошкольном учреждении: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, чем чаще его вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что он будет делать в саду после прогулки, куда будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Но при этом не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.

6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и будут интересны другим детям.

7. Ребенок привыкнет быстрее, если сможет построить отношения с большим количеством детей и взрослых. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Леше, Кате, Саше. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

8. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме, или обращаясь к специалистам (воспитателям группы, педагогу-психологу и т. д.), чтобы те разрешили по возможности все напряженные моменты.

9. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

10. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша, так как теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня. Сначала что-то новое всегда непривычно, а потом к нему привыкаешь, и оно становится интересным. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!».

11. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.

12. Помните, что на привыкание к дошкольному учреждению ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Кризис трех лет

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм" ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной, приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам "нет". Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые" подарки типа шариковой ручки для письма.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

Рекомендации родителям

§ Достичь желаемого — значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их.

§ Замените приказы, требования и понукания просьбой. Используйте формулу «Сделай, пожалуйста» вместо «Ты можешь сделать?». Самое сильное «волшебное» слово, чтобы добиться сотрудничества, — это слово «давай»: «Давай сделаем... Давай пойдем...». А если ребенок просит: «Давай вместе...», — то это говорит о том, что ему еще трудно, что ему нужны ваши моральная поддержка и участие.

§ Прежде всего, прислушайтесь к тому, как вы общаетесь со своим ребенком. Без дружелюбного теплого тона у вас ничего не получится, потому что это главное

условие, без которого любая помощь ребенку превращается в свою противоположность.

§ Подбодрите его словом и похвалите за то, что он пытается сделать.

§ Когда ребенок сам хочет что-то активно делать, но у него это не получается, позвольте ему самостоятельно справиться со своими неудачами, ведь он сейчас активно учится проявлять свое недовольство и отстаивать свои интересы, а вам важно не впасть в крайности: не потакать во всем, и не мешать проявлять самостоятельность.

§ Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность там, где это возможно, и активно его за это хвалите.

§ Не забывайте выражать любовь, нежность и ласку своему малышу.

§ Проводите игровую «профилактику» гнева: играйте в зоопарк, демонстрируя, как злятся животные (рычите, прыгайте вместе с ним); устраивайте битву подушками или выбивание ковров, с грозными криками прогоняя всю пыль и микробов. Порвите газеты и устройте снегопад из них. Обязательно все должно быть с голосом, активными движениями.

§ Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зону «можно» и «нельзя».

§ Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом добиваться своего.

§ Следите за тем, чтобы и все родственники предъявляли к ребенку одинаковые требования.

Литература:

Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 276с.

Разделы сайта