Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Страничка будущего первоклассника

Страничка будущего первоклассника.

Консультация для родителей.

Подготовила: педагог - психолог первой квалификационной категории Журба Татьяна Андреевна.

Уважаемые родители!

В жизни вашего ребенка скоро наступит важное событие – он пойдет в школу. Все вы хотите, чтобы период школьного обучения стал радостным для него, чтобы он ходил в школу с удовольствием, нашел общий язык с одноклассниками и учителем, чтобы был уверен в своих силах. Поэтому темой нашей консультации является «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ».

Давайте вначале определимся, а что же такое ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ? Это такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Ключевые слова здесь: уровень развития. Так какого же уровня должен достичь ребенок перед поступлением в школу.

Прежде всего, мы поговорим об уровне его физического развития. Ведь учеба – это тяжкий труд и она требует значительных физических затрат. Следовательно, в первую очередь, будущий первоклассник должен быть здоров. Однако это в идеале. Сейчас мало детей могут похвастаться идеальным здоровьем. Поэтому желательно, чтобы перед поступлением в школу ребенок хорошенько отдохнул (съездил в деревню, в санаторий, походил в бассейн). Полезно будет приучать ребенка делать утреннюю гимнастику, а также побольше двигаться. Так как малоподвижность отрицательно влияет на обучение в школе.

Кроме того, важно, чтобы у ребенка были нормально развиты анализаторы, то есть слух и зрение. Нужно обратить внимание и на развитие речевого аппарата дошкольника (нет ли дефектов речи, правильность произношения звуков). Для будущего первоклассника важно обладать развитой мелкой моторикой пальцев, координацией движений.

Особо нужно выделить такое физическое качество ребенка как выносливость, ведь будущему первокласснику нужно выдерживать физические и интеллектуальные нагрузки (и портфель поднять, и несколько уроков высидеть).

Далее мы поговорим об уровне интеллектуального развития будущего первоклассника. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Однако количество накопленных знаний еще не является показателем уровня умственного развития ребенка. Современные программы обучения, их усвоение требует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. У будущего первоклассника должны быть развиты психические процессы: мышление, память, воображение, речь.

Кроме того должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, так как интеллектуально пассивные дети часто оказываются в числе отстающих.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, и, следовательно, будут возникать ошибки в грамотности.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Значимым компонентом интеллектуальной готовности к школе является уровень саморегуляции. Сюда входит самоконтроль, произвольность поведения, развитие внимания. Так, к первому классу ребенок должен быть способен не отвлекаться в течении 10-15 мин., а также уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Однако интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду личностную и социально-психологическую готовность.

Она заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего новое положение в обществе.

Что же привлекает детей в школе? Кого то привлекают внешние атрибуты школьной жизни («Мне форму купят красивую!»), но не это самый главный мотив. Школа привлекает детей в основном учением («Хочу учиться, чтобы быть как папа!»). И это стремление естественно для ребенка, готового к школьному обучению.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, ему будет трудно в школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения к школе – запугивание детей школой («Снова ты ничего не знаешь. Как ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь получать!»).

Однако только восторженные отклики родителей о школе тоже не принесут ребенку пользы. Так, ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе.

Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами. Так, рассказы о своих любимых учителях, чтение художественной литературы, просматривание кинофильмов, экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

Для психологической готовности ребенка к школе важна и адекватная самооценка ребенка. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию

на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой".

Нужно приучать ребенка нормально воспринимать критику. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей может стать и разрушительной, может снижать и без того низкую самооценку ребенка. Сделать критику полезной родители могут с помощью правил полезной критики. И вот эти правила:

1. Золотая пропорция воспитания. Золотая пропорция воспитания указывает на соотношение одобрения и критики в обращениях к ребенку. Это "пропорция 4 : 1": четыре знака одобрения на каждое критическое замечание. 2. Разделение критики и чувств. Полезная критика всегда спокойна. 3. Доброжелательная критика. Ваша критика будет полезной для ребенка, если замечания будут говорить о вашей любви и уважении к ребенку. 4. Критика поступков. Полезная критика касается поступков и действий ребенка, но не его личности. 5. Конкретная критика. Полезная критика включает в себя конкретные ваши пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают. 6. Созидательная критика. Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребенка. 7. Аргументированная критика. Полезная критика включает в себя объяснения преимуществ желательного поведения. Если вы скажете ребенку: "Делай так, потому что я так сказал", то это будет приказом, а не объяснением. 8. Критика с тренировкой. Завершите вашу критику тренировкой желательного поведения. Например, после вашего замечания по поводу брошенной одежды и объяснения, как и зачем она прибирается, вы предлагаете ребенку представить, что он пришел после прогулки и переодевается. Пусть, играя, ребенок приберет одежду нужным образом. Завершение тренировки - самый подходящий момент для родительской похвалы.

В социально-психологическую готовность входит потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы (то есть умение задать учителю вопрос по существу, спокойно выразить несогласие, попросить о помощи или самому предложить помощь).

Первые образцы поведения ребенок получает в семье. Если во время семейных разговоров ему постоянно твердят: "Не вмешивайся в разговор старших", "Молчи, когда взрослые разговаривают", то вряд ли он будет проявлять инициативу в общении с учителем. В то же время нельзя назвать удачной и другую крайность, когда ребенок без конца перебивает взрослых, панибратски относится к родителям, бабушкам и дедушкам.

Важным личностным качеством первоклассника является автономность. В поведении автономность проявляется как независимость, самостоятельность и ответственность. Недостаток самостоятельности ребенка или ее полное отсутствие часто является результатом чрезмерной родительской помощи.

Родителям важно дозировать свою помощь сыну или дочери. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, но самое главное у него формируется зависимость от окружающих его людей. Если родительская помощь недостаточна, ребенок оказывается в ситуации "брошенности". У некоторых детей она вызывает чувство "никому ненужности", которое блокирует всякую активность. Поэтому они оставляют всякие попытки освоить то, чему их хотят научить взрослые, и надолго сохраняют убеждение: "У меня ничего не получается".

И еще один, но не менее значимый, аспект готовности ребенка к школе – волевая готовность. Она заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Надо приучать его думать и о результате, а не побыстрее разделаться и все забыть.

Итак, подытожив все вышесказанное, отметим, что ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Литература:

Бучкова, А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 58–65. – ISSN 0012-561X.

Разделы сайта