Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Работа по развитию речи детей в повседневной жизни

Работа по развитию речи детей

в повседневной жизни.

Консультация для родителей.

Подготовила: .учитель-дефектолог первой квалификационной категории Ковалевская Т. В.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно позднее начало речи. Словарь этих детей беден и неточен, фраза короткая и неправильная. Нарушена звуковая сторона речи не сформировано произношение ряда фонем, искажается слоговая структура слов. Наблюдается у них и неточное понимание чужой речи - они с трудом воспринимают грамматические формы языка.

Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа логопеда, воспитателей и родителей. Эта работа проводится по трем направлениям: развитие лексики, грамматического строя и фонетической системы языка, при чем имеется в виду как развитие понимания речи, так и формирование активной речи. Организуя работу над речью в повседневной жизни, надо исходить из того, что наши дети нуждаются в постоянном повторении пройденного материала. : Общение с детьми организуется таким образом, чтобы развивать их речевую активность. Вначале от детей требуется правильное выполнение ' полученных словесных инструкций. Если ребенок ошибается, то покажите правильное действие и снова назовите его. По мере овладения речью детям предлагается комментировать свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные. (Я взял кубики из большой коробки).

Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, помогите ему выразить ее, подскажите отдельные слова и выражения. При этом необходимо следить за темпом речи ребенка, за грамматическим оформлением фразы. Исправьте ребенка, если он исказил слоговую структуру слова (тобус-автобус). Что касается неверного произнесения звуков, то оно исправляется только в том случае, когда вы знаете, что данный звук ребенок уже может произнести правильно. Перечисленные требования к речи детей предъявляются постоянно. На начальных стадиях ваша помощь ребенку достаточно велика, но постепенно удельный вес самостоятельных высказываний возрастает, ребенок учится исправлять свои ошибки сам. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения.

Выполнение артикуляционных

упражнений

Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется

«домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

1. Открывать и закрывать «домик».

2. Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

3. «Хвостик» – вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

4. Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

5. Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

6. Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

7. Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;

б) дуть через трубочку в стакан с водой;

в) дуть на мельницу или султанчики.

Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

1. Играет на «пианино».

2. «Лягушки» – одновременное разгибание пальчиков.

3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6. Покажи «козу».

7. Покажи «ушки у зайчика».

8. Играем на «барабане».

9. Хлопаем в ладоши.

Работа с мелким раздаточным материалом

1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2. Работа с вкладышами.

3. Пирамидки различных размеров.

4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

Литература:

Щерба Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н.В. Щерба. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2014.

Кислякова, Ю.Н. Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Ю.Н. Кислякова, М.В. Былино. – Мозырь: Белый Ветер, 2015.

Разделы сайта